ТОЛБАГА – небольшое село и бывшая железнодорожная станция на Транссибирской магистрали в Петровск - Забайкальском районе, Читинской области, в 52 километрах от райцентра. Станция была основана в 1895 году и сыграла значительную роль в период строительства Забайкальской железной дороги.
Название его в переводе с бурятского означает «долина» или «укрытие». Село и в самом деле находится в долине между сосновых сопок, с левой стороны его омывает река Хилок, относящаяся к бассейну Байкала. А за рекой тоже сопки и две маленькие, горные речки, в которых есть и хариусы.
Основано село в 1895 году. Раньше здесь кочевали коренные жители- буряты и поэтому многие местные названия сел, рек произошли от бурятских / или от монгольских/ слов. В начале ХХ века многие буряты стали ставить за рекой юрты и строить дома – засыпушки и жить оседло. С 1898 года сюда стали приезжать, на строительство Транссибирской магистрали, переселенцы. Приехали из Чикоя « семейские» (несколько семей). Стали появляться «станционные» железнодорожные ведомственные здания. Некоторые, с резными деревянными украшениями, до сих пор существуют.
В декабре 1899 года между станциями Хохотуй и Толбага встретились строители западного и восточных участков Транссибирской магистрали. В честь этого грандиозного события был вбит «золотой» костыль. А в нашем селе построена часовня святого Михаила Архангела. И отслужен молебен за здравие строителей дороги. Многие туристы приезжают и фотографируются у нашей знаменитой часовни.
В 1912 году было всего 162 жителя.
В период русско – японской войны (1904 – 05г.) в селе находился военный госпиталь. В марте 1920 года через село прошли отряды капелевцев. За селом, у Черного озера, их встретили партизаны. Бой был очень тяжелым, но капелевцы были разгромлены. Одним из участников боя был наш земляк Столяров Яков Дмитриевич.
В селе организовываются партийные и комсомольские ячейки, в 1925 году создается пионерская организация, первыми пионерами были дети транспортников.
Село растет, развивается: в 20 –х годах из соседнего села, от купца Тетюкова, перевозят дом. В нем открылся клуб. Строится новая школа – четырехлетка, до этого школа была в частном доме. В школе работали кружки – музыкальный, рукодельный, Красного креста. Была построена детская площадка. В 1928 году организован комитет бедноты, который в дальнейшем будет как ТОЗ
(товарищеское общество земледельцев). Через два года ТОЗ преобразуется в колхоз «Соц.стройка» и переносится в село Воскресеновка, находящееся в 10 км. от Толбаги.
В бывшем доме купца Димова открывается магазин ТПО. Построена новая амбулатория.
В 1936 году было очень большое наводнение, после которого сельский совет и почту перенесут на возвышенное место, через железную дорогу. Железнодорожники строят новый клуб, а старый переоборудуют в пекарню. В новом клубе – и книжку можно почитать и поучиться играть на гармошке или балалайке. Хор, организованный железнодорожником Шляхтой, ездил с художественной самодеятельностью в Читу, и привез музыкальные инструменты, которых им не хватало.
В 1933 году открыли шахту по добыче мусковита (слюды). Слюду обнаружил житель Осип Тропочкин, за что получил сто рублей. На работу в шахту приехало еще 22 семьи. Одним из ударников был, приехавший на работу, Ходаков Тихон Павлович. Он погиб в Великую Отечественную войну. Просуществовала шахта не долго. В 1939 году ее закрыли.
В 1937 году был организован райлесхоз, который в 1945г. переименован в леспромхоз. Лес возили на автомашинах, но имелись в работе и лошади. На этих лошадях в годы войны работали женщины и подростки. Трактора появились лишь в 1956 году, но и это было чудо. Все село сбежалось поглядеть, впереди бежали дети. Появились трактора, открыли пилораму. И лишь в 1964 году леспромхоз ликвидировали и передали в соседний поселок. Многие толбагинцы так и ездили на работу в леспромхоз до его закрытия в 90 –е годы.
Трудный фронтовой путь прошли наши односельчане, многие дошли до Берлина: Андриевский П.П., Алексеев Н.Ф., Лазоренко Н.И. и многие другие. Пропали и без вести на полях сражений. Многие вернувшиеся имели ордена Славы, Красной звезды, медали «За отвагу» и т.д.
Закончилась война, а многие толбагинцы, даже не побывав дома, проехали на восток. Не вернулись домой почти сто человек.
Построили большой Усилительный пункт (УП). В настоящее время он не существует. Открыли новый медпункт (ФАП), санаторную школу – интернат для детей железнодорожников Забайкальской ж/д, т.к. воздух для детей с ослабленным здоровьем, у нас целебный, сосновый. Затем будет построено большое трехэтажное здание, и пристроен двухэтажный учебный корпус. До настоящего времени железная дорога содержит эту, хорошо оснащенную для учебы и здоровья, школу. В школе есть и солевая комната, релаксации, тренажерный зал.
Строится здание под Толбагинское лесничество. Строят новые дома и жители села. В селе открыт и работает комплексно – приемный пункт. Здесь жители могли сшить на заказ одежду, сдать вещи в химчистку, наладить телевизор или другую технику, сделать прическу. Работает сельский клуб, библиотека. Люди трудятся на железной дороге, в соседнем леспромхозе, в школах, детском саду, лесничестве и на его подсобном хозяйстве.
В 1997 году закрывается железнодорожная станция и производится демонтаж четырех путей. Теперь пассажирские поезда не останавливаются. И нашу знаменитую часовню теперь можно увидеть лишь из окна вагона. Люди, теряя работу, уезжают.
В эти годы закрывается КПП, лесничество, детский сад, разваливается леспромхоз.
В настоящее время в селе живут чуть больше 500 человек.
Для сравнения: в 1989 году – 589 человек, в 2002 году – 638 человек.
В настоящее время в с.Толбаге работают: ОАО «РЖД» школа интернат №33; МОУ ООШ с.Толбага; администрация, мед.пункт, клуб и библиотека. Много в селе пенсионеров, но и много детей, а это значит, село будет жить!
Пускай нет Толбаги на карте, но о нем знают и в Америке и в Японии, Франции и Англии. И не только из-за нашей знаменитой часовни. Человек пришел на это место, где сейчас село, более тридцати тысяч лет назад. Об этом свидетельствуют археологические раскопки на северном склоне от села. Обнаружено более четырех тысяч находок. Самой ценной оказалась находка скульптурного изображения головы медведя, сделанная на позвонке шерстистого носорога. Это, по - мнению ученых мира, самое древнее скульптурное изображение в Азии.
В 1986 году в нашем селе прошла Всесоюзная конференция «Четвертичная геология и первобытная археология Южной Сибири», на которую приехали ученые из Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Средней Азии, Грузии, Украины. Важное событие по тем временам. А в 1996 году в Забайкалье прошел уже Международный археологический конгресс. Местом его проведения и стали памятники древности – археологические раскопки. Вот тогда и посетили иностранные ученые наше маленькое село. Так что наше село - знаменитое!
Да и людьми своими село может гордиться. Есть в селе заслуженные учителя, железнодорожники, есть труженики военных лет.
В нашем селе жил один из участников Парада Победы 1945 года.
Это Николай Иванович Лазоренко. Николай Иванович прошел с боями Ельню, Смоленск, Оршу, Витебск, Минск, Каунас. Форсировал Неман, брал Кенигсберг, был на проческе лесов в Польше, где затаились не добитые, озверевшие фашисты и где, как он говорил, стрелял каждый пень, каждое дерево. Войну Николай Иванович закончил 22- летним старшиной артиллерийского дивизиона и имел 11 наград. Особенно дороги были орден Красной Звезды, Славы 3 степени и медаль «За отвагу». Победу он встретил в Кенигсберге. И его, в составе второго танкового корпуса/только 200 человек взяли/, отправили на Парад Победы в Москву. Николай Иванович рассказывал «Прежде, чем приехать в Москву, мы восемь дней были на сборах. Отрабатывали шаг, выправку, ведь идти нам предстояло по Красной площади, на виду у всех маршалов. Выдали форму танкистов, кожаные шлемы, пистолеты. Вид был неотразимый». На всю жизнь запомнил Николай Иванович этот день, 24 июня 1945 года. И через сорок лет, в 1985 году, его вновь пригласят на Парад Победы, где он встретит однополчан, что прошли рядом с ним те страшные годы плечо к плечу и вместе с ним были на том незабываемом Параде Победы 1945- го. С того 45- го хранил Николай Иванович гимнастерку, выцветшую от времени, но дорогую его сердцу. Еще при жизни ветерана, приезжали из музея, просили… Только, когда его не стало передали дети музею старую гимнастерку. После войны Николай Иванович четверть века отработал шофером на лесовозе и больше десяти лет был председателем сельского Совета.